-
Международный фестиваль театров кукол «В гостях у «Арлекина» в Омске. Взгляд нестороннего наблюдателя. Омская пресса подводит итоги 2013 года. Одним из основных культурных событий назван III международный фестиваль театров кукол «В гостях у «Арлекина». Омск удивить сложно. Фестивали «Академия», «Золотая маска», «Панорама музыкальных театров», концерты Спивакова, Башмета… И это далеко не все. Омский зритель избалован и искушен. И, тем не менее, фестиваль кукольных театров занял центральное место в культурной жизни города. Омский театр не новичок в организации фестивалей. За плечами опыт проведения двух региональных и одного международного. Правда, мы не были полноправными хозяевами этого фестиваля. Они были передвижные, а омский «Арлекин» был просто очередным театром, который принимал фестиваль. За нами не было ни решающего слова, ни свободы в выборе театров, ни в формировании афиши. В 1994 году так был проведен фестиваль театров кукол Сибири и Дальнего Востока, в 2001 и 2006 годах прошли региональные фестивали театров кукол Сибири. Но быть полноправными хозяевами, организаторами, вдохновителями, идеологами это совсем другое. И когда мы почувствовали в себе силы, и поняли, что не только хотим, но и можем создать фестиваль оригинальный, со своим неповторимым лицом, было принято решение об организации фестиваля и объявлены сроки его проведения. И вот сейчас, оглядываясь на пять лет назад, понимаешь, что сегодня у фестиваля уже есть и статус и имя. За эти годы в Омске побывало более 50 театров из 27 стран мира. Председатель жюри I фестиваля «В гостях у «Арлекина» Хенрик Юрковский, отвечая на вопрос о специфике омского фестиваля, отметил: «В мире постоянно проходит масса международных фестивалей кукольных театров. Вы можете начать посещать их в январе и закончить в самом конце декабря, разъезжая по всему миру. Но обычно эти международные фестивали ограничены географически, они представляют искусство своей страны и пограничных государств. Так в Японии в основном собираются японские, индонезийские и корейские театры, а в Канаде – канадские и американские. Вы же хотите создать глобальный фестиваль. Над вами не властны географические границы. У вас, как я вижу, планы показать все многообразие театров кукол. А для этого не хватит и сотни лет. Что ж, тогда я, видимо, приехал сюда на двести лет. Потому что такой фестиваль имеет все основания жить так долго». Как говорится, сначала ты работаешь на авторитет, а потом авторитет работает на тебя. Слухами кукольная земля полнится. Здесь обратимся к сухим словам цифр. На участие в III международном фестивале театров кукол подали заявки 43 коллектива из Европы, Азии, Южной и Северной Америки, Африки. На самом же фестивале показали спектакли 20 коллективов из 13 стран, в том числе 7 российских. Итак, с 13 по 20 мая 2013 года на сцене Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин» выступили коллективы со спектаклями: Театр «Тень» (Тегеран, Иран) «Реквием по клоуну» Мияко Куротани (Токио, Япония) «Хатэнаси» («Бесконечность») Детский театр Республики Сербской (Баня-Лука, Босния и Герцеговина) «Грустный принц» Театр сценической анимации «Птах» (Харьков, Украина) «Ангелы так близко» Сливенский государственный театр кукол (Сливен, Болгария) «Любовь к трем апельсинам» «Самый ужасный театр» (Монреаль, Канада) «Убю на столе» Театр «Весел» (Велико-Тырново, Болгария) «Стойкий оловянный солдатик» Театр «Мукамас» (Тампере, Финляндия) «За ягодами» Театр рисующего человека (Кастельон-де-ла Плана, Испания) «Камень на камне» Пракаш Бхатт (Джайпур, Индия) «Анаркали» Шанхайский театр кукол (Шанхай, Китай) «Приключения Буладино в поисках золотого ключика» Театр «XZART» (Нуазьель, Франция) «Сказка о пропавшем пальчике» Театральный центр ассоциации актеров Корниани (Куинджентоле, Италия) «Приключения Фаджолино» Иркутский областной театр кукол «Аистенок» (Иркутск, Россия) «Пристань алых грез» Московский театр кукол (Москва, Россия) «Дюймовочка» Пензенский областной театр «Кукольный дом» (Пенза, Россия) «Зимняя сказка» Воронежский государственный театр кукол «Шут» имени В.А. Вольховского (Воронеж, Россия) «Шинель» ТЮЗ «Саби» (Владикавказ, Россия) «Кавказские игры» Рязанский государственный областной театр кукол (Рязань, Россия) «Лиса и медведь» Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» (Омск, Россия) «Сон в летнюю ночь». Когда фестиваль только задумывался, было принято два решения: первое, если фестиваль международный, то и доминантой должны быть зарубежные коллективы, участие российских театров не должно превышать одну треть; и второе (оно же самое главное) – мы должны представить по возможности всю палитру современного театра кукол. Поэтому в программе были спектакли, как классического кукольного репертуара, традиционного площадного театра, так и спектакли – эксперименты и перфоменсы. Воронежские кукольники показали последнюю постановку Валерия Вольховского спектакль «Шинель», которую UNIMA назвал лучшим кукольным спектаклем в России за последние пятнадцать лет. Москвичи привезли кукольный балет на музыку Паганини, а вот Пракаш Бхатт и Маурицио Корниани, которые, можно сказать, впитывали мастерство кукольника с молоком матери (династия господина Бхатта насчитывает 20 поколений, а Корниани – четвертое поколение), показали традиционные кукольные представления. Актеры из Канады откровенно похулиганили, азартно и со вкусом, Мияко Куротани заставила задуматься о смысле бытия, о взаимоотношение актера и куклы? Кто ведом, а кто управляет? Человек или кукла? Тиано Гамбао заворожил всех своими камнями, заставил плакать и смеяться, поверить в чудо, увидеть значительное в простом. Форма может быть любой, но мы хотели, чтобы в спектаклях обязательно присутствовала кукла. Не важно какая: красавица Анаркали в красном сари у потомственного кукольника из индийского Джайпура, или диктатор-чайник с воинами вилками в эксцентричном спектакле «Самого ужасного театра» из Канады, главное, чтобы она была! Ведь сегодня в спектаклях театров кукол мало, а иногда совсем нет кукол. Во многих постановках, которые мы отсматривали для фестиваля, кукла присутствовала или номинально, или только в роли некоего знака, обозначающего персонаж, или совсем отсутствовала. Постоянный член жюри нашего фестиваля Анатолий Кулиш в интервью омской прессе сказал: «Палитра действительно была очень разнообразная. Она, мне кажется, объективно представила сегодняшнее многообразие театра кукол, его возможности. Здесь и разные традиции, и разные техники, и технологии. Тростевые куклы, марионетки, предметы, тени. Соответственно, и многообразный и жанровый диапазон. Что меня порадовало – в отличие от прошлого фестиваля, здесь все-таки появилось больше спектаклей с куклами. Надеюсь, эта тенденции будет продолжаться». Современный фестиваль – это праздник! Праздник для города, для зрителей, для театра, для участников. На спектаклях за неделю побывало 3000 зрителей, было показано 41 представление. Но театральный фестиваль – это также редкая возможность расширить рамки собственного культурного пространства для любого его участника, возможность приобрести свой опыт общения с искусством театра. На фестивалях, даже конкурсных, нет проигравших и победителей. Выигрывают все. И прежде всего от общения, которое возможно только здесь. Хороший фестиваль – это не выставка достижений народного хозяйства, это не «смотр лучших достижений искусства», как правило, фестиваль это и мастер-классы, и круглые столы, и презентации. Сколько существует театральное сообщество, столько же не прекращаются разговоры о том, что фестивали – это искусственно придуманная «тусовка». И в тоже время число фестивалей международных и российских, региональных и городских, музыкальных, модельных, художественных, театральных с каждым годом все увеличивается и увеличивается. Почему? Наверное, потому что все-таки существует совершенно естественная необходимость в профессиональном общении. Художники вне зависимости от жанра творчества устают вариться «в собственном соку», и наступает время «ч», когда нужно поделиться тем, что наработано, получить оценку коллег. По большому счету, фестиваль – это обмен опытом и поиск новых идей. «Людей посмотреть и себя показать». Это редкая возможность сравнить, понять и определить свой дальнейший путь. То есть фестиваль – это уникальная школа мастерства, и поэтому интерес к нему не упадет никогда, пока есть мыслящие и ищущие творческие люди. Вот и на этот раз устроители не ограничились показами спектаклей. В рамках фестиваля прошли презентации книги Бориса Голдовского «Режиссерское искусство театра кукол России XX века» и работ омских ювелиров Ольги и Владимира Крышковец; Ремо Мелони (Италия) представил проект «Кукловод из Мантуи», посвященный творчеству семьи кукольников Корниани; прошла ярмарка омских мастеров декоративно-прикладного искусства; проведено заседание совета Российского центра UNIMA. Да, еще был ежедневный выпуск фестивальной газеты «People&pupet». А также показ фильма «Наша история» кукольников из Новой Каледонии, который стал своеобразным ноу-хау «Арлекина». Новая Каледония не просто далеко, а очень далеко. Это где-то рядом с Австралией. Перед показом фильма был даже проведен конкурс среди участников: Кто найдет страну? Победителю – приз, а участникам – очень трогательный художественный короткометражный фильм, где главные герои – куклы. Так что Винсент Лепин стал также участником фестиваля «В гостях у «Арлекина», только виртуальным, а его проект был поразительно кукольным. Эту часть хотелось бы тоже закончить высказыванием одного из участников фестиваля, а точнее его председателя жюри Марека Вашкеля (Польша): «Я очень много езжу по фестивалям. Это мой 301-й фестиваль. В Европе сегодня большинство фестивалей проводится для зрителей. На этих фестивалях даже может быть профессиональное жюри, но кукольники на них не встречаются. И это не всегда происходит по причине отсутствия денег. Просто каждый из нас нашел свой путь, свой стиль, и нам часто просто неинтересно то, что делают другие. Но только через такие встречи, через общение происходит развитие нашего искусства. Омский фестиваль – один из немногих в мире за последнее время, на котором можно увидеть кукольников как международное сообщество». Кукольники собрались в Омске не только посмотреть и показать, но и обсудить жизненно важные вопросы. В рамках фестиваля прошла международная научно-практическая конференция «Человек и кукла: pro en contra». Конференция проходит на базе театра ежегодно, начиная с 2007 года, но первый раз она была проведена на международном уровне и вызвала столь большой интерес среди теоретиков и практиков. Тема оказалась для многих актуальной: «Социально-культурная адаптация детей в театре кукол». Многие гости фестиваля приехали в Омск специально для участия в конференции, такие, например, как профессор Тегеранского университета доктор Эсмаил Шафии. Кто не смог приехать, предоставили свои материалы в сборник конференции. Хенрик Юрковский (Польша), Марьяна Петрович (Сербия) обратились к организаторам с просьбой озвучить перед театральным сообществом их мысли. Сегодня, когда разрушаются институты семьи и брака, когда, как это не печально, падает культурный уровень населения, возможно именно театр кукол может помочь маленькому человеку стать именно Человеком. Ведь на самом деле мы создаем не просто спектакли, мы не только развлекаем, мы формируем личность. Как бы это не высокопарно звучало. И здесь остро встает вопрос о качестве материала, о формах работы со зрителем, о будущем театра. Как написал пан Юрковский: «Я благодарен, что Вы спровоцировали меня думать на эту тему». И все-таки фестиваль в Омске это конкурс. Многомудрое интернациональное жюри в составе: Виктор Бойчев (Болгария), Станислав Дубрава (Чехия), Анатолий Кулиш и Анна Некрылова (Россия) под председательством Марека Вашкеля проделало титаническую работу. На фестивале была 21 номинация, присудили 19. Итак, «Лучший спектакль» – Гран-при фестиваля спектаклю Воронежского государственного театра кукол «Шут» имени В.А. Вольховского (г. Воронеж, Россия) за спектакль «Шинель» Н.В. Гоголя, режиссер – В. Вольховский, художник – Е. Луценко «За лучшую режиссуру» Владимиру Бирюкову за постановку спектакля «Зимняя сказка» Пензенского областного театра «Кукольный дом» (г. Пенза, Россия) «За лучшее художественное оформление спектакля» Константину Мельникову за решение спектакля «Зимняя сказка» Пензенского областного театра «Кукольный дом» (г. Пенза, Россия) «За лучшее музыкальное оформление спектакля» Андрею Бырку за музыку к спектаклю «Пристань алых грез» А. Хромова Иркутского областного театра кукол «Аистенок» (г. Иркутск, Россия) «За лучший актерский ансамбль» Омскому государственному театру куклы, актера, маски «Арлекин» за спектакль «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (г. Омск, Россия) «За лучшую мужскую роль»: Михаилу Каданину за роль Акакия Акакиевича в спектакле «Шинель» Воронежского государственного театра кукол «Шут» имени В.А. Вольховского (г. Воронеж, Россия), Сергею Пахомову за роль в спектакле «Зимняя сказка» Пензенского областного театра «Кукольный дом» (г. Пенза, Россия); Маурицио Корниани за спектакль «Приключения Фаджолино» Театрального центра ассоциации актеров Корниани (г. Куинджентоле, Италия) «За лучшую женскую роль»: Мияко Куротани за спектакль «Хатэнаси» (Бесконечность) (г. Токио, Япония); Светлане Борисовой за роль Лисы в спектакле «Лиса и медведь» М. Супонина Рязанского государственного областного театра кукол (г. Рязань, Россия); Елене Гусевой за роли в спектакле «Сказка о пропавшем пальчике» М. Вишнека театра «XZART» (г. Нуазьель, Франция). «За сохранение традиций театра кукол» Пракашу Бхатту за спектакль «Анаркали» (г. Джайпур, Индия) «За обращение к традициям театра марионеток» спектаклю «Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена, режиссер – А. Максимычев, художник – Т. Мельникова Московского театра кукол (г. Москва, Россия) «Специальный приз жюри»: Тиану Гамбао за подлинность и чистоту художественного мира в спектакле «Камень на камне» (г. Кастельон-де-ла-Плана, Испания); ТЮЗу «Саби» (г. Владикавказ, Россия) за куклы в спектакле «Кавказские игры», режиссер и художник – Е. Ибрагимов; Матие Госслену и Этьену Бланшетту за фантазию игры с предметом в спектакле «Убю на столе» «Самого ужасного театра» (г. Монреаль, Канада); самой независимой критике – Дмитрию Войдаку и Марине Солдатовой (г. Омск, Россия). Так же на фестивале был учрежден приз «Профессиональных зрительских симпатий», который получил Тиан Гамбао за спектакль «Камень на камне». Лауреат определялся тайным голосованием среди всех участников фестиваля. Оргкомитет фестиваля учредил приз «За вклад в развитие мирового театра кукол». На этот раз номинантами стали Марек Вашкель и Борис Голдовский. И опять из реплик наших гостей. Мишель Розенман (Франция): «Во Франции, в маленьком городке Шарлевиль-Мезьер, проходит крупнейший в мире кукольный фестиваль, на который съезжаются до пятисот театров. Но я предпочитаю ваш омский фестиваль, потому что здесь я могу увидеть гораздо больше интересных качественных спектаклей, чем в Шарлевиле. Поэтому мой театр снова в Омске». Отшумел, отгремел фестиваль. Семь дней пронеслись, как мгновение. Подвели итоги, проводили гостей, сняли шарики и флаги, затихли страсти, утихли споры. А скоро очередной IV фестиваль. Совсем скоро в 2015. Вы скажете, это еще когда будет! Но как там мы начинали? «Сначала ты работаешь на авторитет, а потом авторитет работает на тебя». Оргкомитет уже начал получать заявки от театров кукол со всего мира на участие в фестивале «В гостях у «Арлекина». До встречи, господа кукольники! И напоследок еще одна цитата. Станислав Дубрава (Чехия): «Омский фестиваль фантастический по атмосфере. Я должен признаться, что в такой кукольной стране, как Чехия, не осталось фестивалей, которые могли бы объединить профессионалов на целую неделю. Мне очень хочется возродить эту атмосферу творческого общения у себя на родине». Берман Вероника
-
- 13 мая, 16.00
Большой залОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯИркутский областной театр кукол «Аистенок» (Иркутск, Россия)
ПРИСТАНЬ АЛЫХ ГРЕЗДля молодежи от 12 лет (12+)- 13 мая, 18.00
Большой залОмский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» (Омск, Россия)
Сон в летнюю ночьромантическая комедия в двух действияхперевод Михаила ЛозинскогоДля молодежи от 12 лет (12+)- 14 мая, 18.30
Малый залТеатр «Тень» (Тегеран, Иран)
РЕКВИЕМ ПО КЛОУНУДля взрослых от 14 лет (12+)- 14 мая, 19.00
Большой залМияко Куротани (Токио, Япония)
ХАТЭНАСИ (БЕСКОНЕЧНОСТЬ)Для взрослых от 14 лет (12+)- 15 мая, 15.00
Большой залДетский театр Республики Сербской (Баня-Лука, Босния и Герцеговина)
ГРУСТНЫЙ ПРИНЦДля детей от 7 лет (6+)- 15 мая, 12.00
Малый залМосковский театр кукол (Москва, Россия)
ДЮЙМОВОЧКАДля детей от 6 лет (6+)- 15 мая, 18.00
Малый залТеатр сценической анимации «Птах» (Харьков, Украина)
АНГЕЛЫ ТАК БЛИЗКОДля молодежи от 12 лет (12+)- 16 мая, 10.00
Малый залПензенский областной театр «Кукольный дом» (Пенза, Россия)
ЗИМНЯЯ СКАЗКАДля детей от 7 лет (6+)- 16 мая, 12.00
Малый залСливенский государственный театр кукол (Сливен, Болгария)
ЛЮБОВЬ К ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМДля детей от 6 лет (6+)- 16 мая, 18.00
Малый зал«Самый ужасный театр» (Монреаль, Канада)
«КОРОЛЬ УБЮ» НА СТОЛЕДля молодежи от 14 лет (12+)- 16 мая, 19.00
Большой залВоронежский государственный театр кукол «Шут» имени В.А. Вольховского (Воронеж, Россия)
ШИНЕЛЬДля взрослых от 16 лет (16+)- 17 мая 12.00
Малый залТЮЗ «Саби» (Владикавказ, Россия)
КАВКАЗСКИЕ ИГРЫДля молодежи от 12 лет (12+)- 17 мая 18.00
Большой залТеатр «Весел» (Велико-Тырново, Болгария)
СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИКДля детей от 6 лет (6+)- 18 мая, 11.00
Малый залТеатр «Мукамас» (Тампере, Финляндия)
В ЛЕС ЗА ЯГОДАМИДля детей от 4 лет (0+)- 18 мая, 12.00 и 14.00
Зал для самых маленькихТеатр рисующего человека (Кастельон-де-ла Плана, Испания)
КАМЕНЬ НА КАМНЕДля детей от 6 лет (6+)- 18 мая, 13.00
Большой залРязанский государственный областной театр кукол (Рязань, Россия)
ЛИСА И МЕДВЕДЬДля детей от 4 лет (0+)- 18 мая, 18.00
Малый залПракаш Бхатт (Джайпур, Индия)
АНАРКАЛИДля детей от 5 лет (0+)- 19 мая, 12.00
Большой залШанхайский театр кукол (Шанхай, Китай)
ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУЛАДИНО В ПОИСКАХ ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКАДля детей от 4 лет (0+)- 19 мая, 12.00
Малый залТеатр «XZART» (Нуазьель, Франция)
СКАЗКА О ПРОПАВШЕМ ПАЛЬЧИКЕДля детей от 4 лет (0+)- 19 мая, 17.00
Малый залТеатральный центр ассоциации актеров Корниани (Куинджентоле, Италия)
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ФАДЖОЛИНОДля детей от 5 лет (0+) -
Виктор Бойчев (Болгария) Директор и художественный руководитель Пловдивского государственного театра кукол. Преподаватель. Член Высшего совета АКТ-UNIMA - Болгария
Марек Вашкель (Польша) Историк театра кукол и театральный критик. Доктор философии. Профессор Варшавской театральной академии. Член исполнительного комитета международного отделения UNIMA, а также председатель Комиссии UNIMA по коммуникациям и публикациям и Образовательного совета UNIMA
Станислав Дубрава (Чехия) Директор «Наивного театра» (г. Либерец). Художественный руководитель фестиваля «Материнка». Президент Чешской организации профессиональных кукольников. Член ученого совета чешского отделения ITI (Международного театрального института). Член Совета директоров Ассоциации чешских профессиональных театров
Анатолий Кулиш (Россия) Историк и теоретик театра кукол, театральный критик, педагог. Кандидат искусствоведения. Профессор, и.о. проректора по науке Санкт-Петербургской академии театрального искусства
Анна Некрылова (Россия) Историк и теоретик театра кукол, театральный критик. Кандидат искусствоведения. Заместитель директора по научной работе Российского института истории искусств РАН
-
- номинация «Лучший спектакль» – Гран-при фестиваля спектакль Воронежского государственного театра кукол «Шут» имени В.А. Вольховского (г. Воронеж, Россия) за спектакль «Шинель» Н.В. Гоголя, режиссер – В. Вольховский, художник – Е. Луценко
- номинация «За лучшую режиссуру» Владимир Бирюков за постановку спектакля «Зимняя сказка» Пензенского областного театра «Кукольный дом» (г. Пенза, Россия)
- номинация «За лучшее художественное оформление спектакля» Константин Мельников за решение спектакля «Зимняя сказка» Пензенского областного театра «Кукольный дом» (г. Пенза, Россия)
- номинация «За лучшее музыкальное оформление спектакля» Андрей Бырк за музыку к спектаклю «Пристань алых грез» А. Хромова Иркутского областного театра кукол «Аистенок» (г. Иркутск, Россия)
- номинация «За лучший актерский ансамбль» Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» за спектакль «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (г. Омск, Россия)
- номинация «За лучшую мужскую роль» Михаил Каданин за роль Акакия Акакиевича в спектакле «Шинель» Воронежского государственного театра кукол «Шут» имени В.А. Вольховского (г. Воронеж, Россия)
- номинация «За лучшую мужскую роль» Сергей Пахомов за роль в спектакле «Зимняя сказка» Пензенского областного театра «Кукольный дом» (г. Пенза, Россия)
- номинация «За лучшую мужскую роль» Маурицио Корниани за спектакль «Приключения Фаджолино» Театрального центра ассоциации актеров Корниани (г. Куинджентоле, Италия)
- номинация «За лучшую женскую роль» Мияко Куротани за спектакль «Хатэнаси» (Бесконечность) (г. Токио, Япония)
- номинация «За лучшую женскую роль» Светлана Борисова за роль Лисы в спектакле «Лиса и медведь» М. Супонина Рязанского государственного областного театра кукол (г. Рязань, Россия)
- номинация «За лучшую женскую роль» Елена Гусева за роли в спектакле «Сказка о пропавшем пальчике» М. Вишнека театра «XZART» (г. Нуазьель, Франция)
- номинация «За сохранение традиций театра кукол» Пракаш Бхатт за спектакль «Анаркали» (г. Джайпур, Индия)
- номинация «За обращение к традициям театра марионеток» спектакль «Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена, режиссер – А. Максимычев, художник – Т. Мельникова Московского театра кукол (г. Москва, Россия)
- номинация «Специальный приз жюри» Тиан Гамбао за подлинность и чистоту художественного мира в спектакле «Камень на камне» (г. Кастельон-де-ла-Плана, Испания)
- номинация «Специальный приз жюри» ТЮЗ «Саби» (г. Владикавказ, Россия) за куклы в спектакле «Кавказские игры», режиссер и художник – Е. Ибрагимов
- номинация «Специальный приз жюри» Матие Госслен и Этьен Бланшетт за фантазию игры с предметом в спектакле «Убю на столе» «Самого ужасного театра» (г. Монреаль, Канада)
- номинация «Специальный приз жюри» самой независимой критике – Дмитрий Войдак и Марина Солдатова (г. Омск, Россия).
- при профессиональных зрительских симпатий Тиан Гамбао (г. Кастельон-де-ла-Плана, Испания)
- приз за вклад в развитие мирового театра кукол Марек Вашкель (Польша), Борис Голдовский (Россия)