В Омском театре кукол с 1949 г. по 1977 г.
ВАРЖАЛО (девичья Кулешёва) Анастасия Трифоновна (род. 30.03.1915, Омск, Российская Империя – ум. 16.10.2002, Омск, Российская Федерация). Советская актриса, режиссер, педагог. После окончания школы училась в Омском финансово-экономическом техникуме. Работала бухгалтером в Омске, позже переехала в Москву. Театральная Москва произвела настолько сильное впечатление, что вернувшись в Омск, решила посвятить жизнь театру. Занималась в студии при Омском драматическом театре. В 1940 году поступила в Свердловский театральный институт. Во время ВОВ учеба была прервана, работала в столовой (чистка овощей), позже официанткой. В 1943 году восстановилась в институте. После окончания института Варжало было предложено преподавать актерское мастерство. В 1947 (по другим источникам 1948) вернулась в Омск, где случайно попала на репетицию А.П. Трапани в Омском областном театре кукол. Считала, что решающим для нее была сцена, где бабочка порхала над ширмой. По словам А.Т. Варжало именно эта бабочка определила ее будущую судьбу. Современники говорили об ее особо трогательное отношение к своей кукле. Уже в первый год работы в театре критики отметили ее высокое исполнительское мастерство, обещавшее большие перспективы. Под влиянием А.П. Трапани и Н.К. Висловской увлеклась режиссурой театра кукол. Режиссер (1949 – 1977), главный режиссер Омского областного театра кукол (1958 – 1976). Это время вошло в историю Омского театра как «варжаловский» период. Целиком и полностью взяв на вооружение систему Станиславского, она интерпретировала его уроки, умело перенося их из плоскости искусства драматического театра на сцену театра кукол. Тем самым доказав, что кукле доступно все: от комедии и сатиры до психологической драмы. Именно благодаря Анастасии Трифоновне Варжало и ее супругу, ведущему актеру театра, одному из выдающихся кукольников своего времени Т.М. Варжало, стали говорить об омской школе кукловождения. Постановки Варжало впервые в истории Омского театра стали участниками фестивалей и были отмечены дипломами. «Колокола – лебеди» (диплом II степени Министерства культуры РСФСР, ВТО смотр театров для детей, 1962); «Руслан и Людмила» (диплом II степени Всероссийского смотра драматических, музыкальных театров и театров для детей, 1967). Режиссерский почерк твердый, уверенный, тщательная продуманность деталей от движения куклы до мизансцен. Особое место уделялось максимально точному и подробному кукловождению. По словам С.В. Образцова: «Спектакли Варжало – как будто малый драматический театр». В 50 – 60-х годах из-за отсутствия специалистов в театре, имеющих специальное профильное образование, особое внимание уделяла подготовке профессиональных кадров. По ее инициативе совместно с управлением культуры Омской области и Омским отделением ВТО были организованы курсы повышения квалификации с присвоением категории, дающей возможность вести концертную деятельность. Для занятий приглашались ведущие специалисты по сценической речи, движению, пластике. Кукловождением занимался Т.М. Варжало. Была убеждена в великой миссии театра как мощного средства воспитания детей, их идейно-нравственного совершенствования. Проводила встречи со зрителем, разрабатывала педагогические программы по работе со зрительской аудиторией. Ввела в штат должность помощника режиссера по педагогической части.
Память:
В 2006 году в рамках Омского областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа» учреждена премия имени А.Т. Варжало «За достижение в области искусства театра кукол». В 2011 году к юбилею Омского театра кукол написана песня «Бумажная бабочка» автор и исполнитель Э.Э. Павлинцев. 30 марта 2015 года к 100-летию А.Т. Варжало в фойе Большого зала Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин» открыт бюст режиссера (скульптор С.А. Голованцев).
Ученики: заслуженный артист РСФСР, первый и единственный художественный руководитель Омского областного театра кукол (1986-1996) В.И. Евстратенко; заслуженные артисты РФ Г.В. Власов, В.Н. Исаев, Э.С. Ураков.
Семья:
Муж ВАРЖАЛО Тадеуш Мечиславович