О театре


О театре

Омский театр кукол основан в 1936 году. Его первые руководители: Е. Аша–Парфеньев и Н. Кузьменко. Артистов было всего шестеро. Организован театр в апреле, а уже в июле маленьким омичам был показан первый спектакль – чеховская «Каштанка». Куклы для него выписали из Москвы из театра Сергея Образцова. С 1937 года театр начинает гастрольные поездки. Большим успехом пользовались постановки сказок – «Колобок», «Репка», «Гусенок».

Когда началась война, многие артисты театра ушли на фронт. Но жизнь театра не остановилась. В труппу влились эвакуированные, многие из них имели немалый театральный опыт. Именно в это время в труппу театра пришли великолепные артисты, талантливые режиссеры Наталья Висловская и Андрей Трапани. С 1943 года они возглавили Омский театр кукол. В это время театр начинает переходить от небольших пьесок с немудреным сюжетом к довольно сложным произведениям.

Закончилась война. Театроведы и просто знатоки театра начинают говорить о необычайной выразительности спектаклей омских кукольников, о высоком мастерстве артистов. Действительно, в то время труппа театра была очень сильной. Работали много и с удовольствием. Утром и днем играли для детей, а вечером показывали те же спектакли взрослым.

Как-то на репетицию кукольников заглянула актриса Драматического театра Анастасия Кулишева (Варжало). Ей показалась чудом бабочка, порхающая над ширмой. Эта бабочка в какой-то степени и решила судьбу актрисы. Анастаия Варжало – один из крупнейших режиссеров Омского театра кукол. На протяжении почти 20 лет она была главным режиссером театра. Но самое главное – Анастасия Трифоновна была прекрасным педагогом, которая воспитала целое поколение кукольников, ныне ведущих артистов театра.

В шестидесятые–семидесятые в театр пришла новая волна молодых режиссеров и артистов, получивших специальное кукольное образование. Вячеслав Борисов, Евгения Незлученко, Елена Варжало, Анатолий Свириденко. С их приходом в репертуаре театра появилась целая плеяда интересных, необычных спектаклей.

Очередной виток в развитии театра начинается с прихода молодого режиссера, будущего главного режиссера театра Бориса Саламчева. С этого периода начинается активный творческий рост театра. Омские кукольники получают множество приглашений на престижные форумы и фестивали. Благодаря постоянным режиссерским пробам и находкам Саламчева, Омский «Арлекин» приобретает репутацию театра – экспериментатора, как в России, так и за рубежом. Именно в этот период Саламчев вместе с творческим коллективом начинает активно развивать идею театра рассказчика, что стало основной творческой концепцией театра и определило его развитие на ближайшее десятилетие.

На сегодняшний день Омский театр "Арлекин" известен и популярен благодаря своим постоянным поискам и экспериментам. Спектакли Омского театра кукол получили высокую оценку на многих престижных фестивалях разного уровня и конкурсах. Выступления омичей были высоко отмечены на ХХ международном фестивале театров кукол, г. Плезень (Чехия), III международном фестивале театров кукол стран Балтии «Новые времена», г. Хаммиенлинна (Финляндия), международном фестивале «Рождество народов в Риме», г. Рим (Италия), X международном кукольном фестивале «Златна искра», г. Крагуевац (Сербия), XV международный фестиваль детских театров «Суботица - 2008», г. Суботица (Сербия), XXI международный театральный фестиваль «Чемодан», г. Ломжа (Польша), международных фестивалях в Алматы, Бресте, Минске, Киеве. Москве, Санкт - Петербурге, Рязани и многих других. А в копилку «Арлекина» за последнее десятилетие добавились такие награды: Гран-при международного театрального фестиваля «Белая Вежа - 1997», премия «Лучший актерский ансамбль» международного фестиваля в Ломже (Польша, 2008) и Омске (Россия, 2009), «Лучшая актерская работа» международного фестиваля театров кукол международный фестиваль театров кукол, г. Плезень (Чехия, 1994), «Рабочая лошадка», г. Набережные Чалны (Россия, 2010) и международного фестиваля, г. Ломжа (Польша, 2010), гран-при II международного фестиваля кукольных театров «Золотая магнолия», г. Шанхай (Китай). Национальная театральная премия «Золотая Маска», победа в номинациях «Лучший спектакль» I и II фестивалей театров кукол Сибирского региона.

В мае 1994 году Омский театр кукол принимал участников IV регионального фестиваля театров кукол Сибири и Дальнего Востока из 16 городов Сибирского региона, гостей с Урала, из Северного Казахстана, Белоруссии, Финляндии, Франции и США. В мае 2001 года театр провел фестиваль театров кукол Сибирского региона в рамках МАСС, приуроченный к 65-летию театра. В фестивале приняли участие 11 театров Сибирского региона и Татарстана.

В сентябре 2006 года театру исполнилось 70 лет. К этой дате был приурочен III региональный фестиваль театров кукол Сибири, который прошел с 22 по 30 сентября на базе Омского театра кукол. Омичи приняли 14 театров кукол региона и 1 театр ¬– гость фестиваля.
В 2009 года Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» стал учредителем международного фестиваля театров кукол «В гостях у «Арлекина» - единственным международным фестивалем подобного уровня на территории Сибири. В сентябре этого же года был проведен I фестиваль, в котором приняли участие 15 театров из 11 стран Северной и Южной Америки, Европы и Азии. В 2011 состоялся II фестиваль, посвященный 75-летию «Арлекина». В программе приняли участие 20 театров из 14 стран мира, многочисленные зарубежные и российские гости. Фестиваль «В гостях у «Арлекин» вошел в программу по подготовке празднования 300-летия г. Омска.

Омский государственный театр куклы, актера, маски "Арлекин" - один из самых посещаемых театров города. Для многих маленьких омичей общение с театром началось именно с театра кукол. Коллектив театра прекрасно понимает, что от того, насколько плодотворной будет первая встреча, насколько театр заденет за живое юную душу, во многом зависят будущие отношения между человеком и театром. Именно поэтому в театре уделяется большое внимание работе с юным зрителем. На базе театра регулярно проводятся выставки детского творчества, фестивали, направленные на популяризацию искусства театра кукол, стимулирование интереса к новым явлениям культуры, искусства, а также качественное и масштабное изучение публики, ее вкусов, культурных потребностей и поведения.

К семидесятилетию театра Администрация области и непосредственно Председатель Правительства Омской области, Губернатор Полежаев Л. К. провели реконструкцию бывшего ДК под здание театра кукол. Торжественное открытие нового здания театра состоялось 30 декабря 2005 года. На сегодняшний день в Омске находится одно из лучших зданий театра кукол Российской Федерации.

Большой зрительный зал на 230 мест

Моторизованный подиум служит для изменения уровня поверхности как в зале, так и на сцене (малый и большой залы). Каждый из подиумов оснащен собственным приводом для бесступенчатой регулировки высоты. Из индивидуальных подиумов формируются площадки, с помощью которых можно формировать различные конфигурации поверхностей.
По отдельности или через компьютерную программу подиумы дают возможность комбинирования элементов: соединение множества модулей в группы, такие как ряды, квадраты или другие картины; формирование картины сцены с программируемым изменением и синхронным движением.
Благодаря отменной стабильности платформы и качественной сборке всей системы конструкции, подиуму не требуются специальные боковые направляющие.
Расстояние между отдельными платформами составляет от 5 до 8 миллиметров. Вместе с точнейшим приводом, настроенным до миллиметра электронным управлением, не возникает порожков, о которые можно было бы споткнуться
Звуковое оборудование
Stage (сцена) - Nexo PS
Rear (арьер) - stereo
Chambers (прострелы) - stereo
Hall (зал) - Nexo PS
Portals (порталы) - stereo
Ceiling (потолок) - stereo
Back area (тыл) - stereo
Soundcraft MH3 (24+4)
Lexicon МРХ550
Presonus ACP88
Tascam MD-350
Tascam CD-01U PRO
Tascam MD-CD1
Pentium 4
14 microphone's lines (микрофонных линий)
Сценические микрофоны
Sennheiser К6
"Пушка" 2 шт.
"Короткая пушка" 2шт.,
ME 64 4ШТ
Beyerdynamik TGX 80 2 шт.,
Beyerdynamik Opus 51 4 шт.,
Shure MX202 (миниатюрные подвесные) 6 шт.

Малый зрительный зал на 100 мест

Моторизованный подиум служит для изменения уровня поверхности как в зале, так и на сцене.
Звуковое оборудование
Perimeter (периметр) Nexo PS - 2 stereo
Ceiling (потолок) Nexo PS - 2 stereo
Soundcraft MH2 (24+4)
Lexicon MPX 550
Presonus ACP 88
Tascam MD - 350
Tascam CD - 014 PRO
Tascam MD – CD1
Pentium 4
14 microphone's lines (микрофонных линий)
Сценические микрофоны.
Sennheiser К6
"Пушка" 2 шт.
"Короткая пушка" 2шт.,
ME 64 4ШТ
Beyerdynamik TGX 80 2 шт.,
Beyerdynamik Opus 51 4 шт.,
Shure MX202 (миниатюрные подвесные) 6 шт.
Световое оборудование
1 софит: 4 управляемых лиры со скроллером PC 1000
2 многофункциональных прожектора со сменой цвета и возможностью профилирования луча REVOLUTION
2 cофит: 4 управляемых лиры без скроллера PC 1000
4 прожектора PC 1000
Стробоскоп
3 УФ светильника
3 софит: 4 группы по 3 прожектора PARNel (аналог PAR 64)
4 прожектора PC 1000
3 УФ светильника
Круглый софит: 4 сканера FUTURE LITE 575
4 прожектора PC 1000
Мобильные башни: 3 слева по периметру зала ,на каждой по 3 подключения и по 6 прожекторов (3 прожектора PC 1000, 3 профильных прожектора ETC 575) 3 справа по периметру зала ,на каждой по 3 подключения и по 6 прожекторов (3 прожектора PC 1000, 3 профильных прожектора ETC 575)
По планшету сцены справа 4 регулируемых линии слева 4 регулируемых линии
Мобильный комплект оборудования: прожектора PC 1000, прожектора РС500
Профильные прожектора ETC 750
штативы

Гримерки

Семь артистических комнат расположены на первом и втором этажах. Три комнаты предназначены для трех артистов, четыре для четырех Оборудованы гримерными столиками, специализированным светом, умывальниками, шкафами для одежды, бытовой техникой

Арт–кафе